Главная Местное самоуправление
Russian Chinese (Simplified) English French German Slovenian Turkish

pic6.jpg

Наши Партнеры

Официальный сайт Сергея Михайлович Миронова

Партия Справедливая Россия

Союз Сторонников партии Справедливая Россия

Прогрессивная Социалистическая партия Украины

Партия "Киевская Русь"

 

Новое Слово

Партия возрождения Украинского Села

Справедливо-онлайн

Институт Социализма

Местное самоуправление

Институт социализма осуществляет методическое обеспечение становления в России местного самоуправления в соответствии с Конституцией
Российской Федерации.

 

Практический подход к реализации Концепции формирования электронного правительства до 2010 года и Плана реализации концепции электронного правительства до 2010 года

В последнее время достаточно много начали говорить о теме «электронного правительства» и, по всей видимости, для упрощения представления информации на страницах печатных и интернет изданий описание «электронного правительства» сводится к минимуму – как к тому, что «можно посмотреть через интернет».

Даже отсылка к официальным текстам, часто не дает возможности объяснить гражданам, что «электронное правительство» - это не только сайты органов государственной власти (которые видны всем), а в большей степени сложная система взаимоувязанных ИТ-систем обеспечивающих деятельность госструктур и взаимодействие с институтами гражданского общества, увязанные с волеизъявлением граждан в режиме реального времени.

В Концепции электронного правительства указано, что «Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».

Таким образом, создание электронного правительства предполагает “новую форму организации деятельности органов государственной власти”.

Несмотря на то, что в официальных документах, где все таки выделяют две характеристики/стороны электронного правительства:

  • видимую - предоставление государственных услуг посредством ИКТ, в том числе предоставление доступа к информации
  • невидимую - использование ИКТ для деятельности ОГВ.

 

Про “невидимую” часть говорится немного и она «как бы подразумевается», но именно из-за невнятного проговаривания второй – скрытой части «электронного правительства» обычно и происходит то, что с одной стороны проекты “электронного правительства” - “как бы есть” и активно создаются очень разными ведомствами, но реально они не работают как элементы связанной ИТ-конструкции.

С точки зрения информатизации власти можно выделить сферу электронного правительства, где есть освещенные аспекты ЭП (Front office) и внутренние аспекты (Back office). При этом сфера пересечения электронного правительства с общественной сферой (G2C) и бизнес структурами (G2B) относится к внешней части ЭП, поскольку может быть представлена такими направлениями формирования ЭП как: предоставление государственных в электронном виде и обеспечение доступа к информации о деятельности ОГВ посредством ИКТ.

Как правило, большинство источников, определяющих понятие ЭП, фокусируются лишь на «освещенной» стороне электронного правительства, на конечном продукте – государственных услугах и информировании. При этом вторая составляющая понятия – информатизация непосредственно органов государственной власти, зачастую, нивелируется.

Подобный подход, может быть обусловлен тем, что представление об электронных услугах для многих является понятным и повседневным за счет реализации сервисо-ориентированного подхода в различных компаниях, а перевод бюрократической машины государства в электронное русло вызывает много трудностей и непонимания.

Другая сторона электронного правительства заключается в необходимости реформирования сложившейся структуры органов власти на различных уровнях:

  • стратегическом – пересмотр концепции функционирования органов власти с управленческой на сервисную позицию;
  • нормативно-правовом – разработка и утверждение новых стандартов, концепций и планов функционирования ОГВ с точки зрения легитимности действий в рамках использования ИКТ;
  • организационном – внедрение и развитие ИКТ зачастую подразумевает реорганизацию внутренних процессов, поскольку информационные технологии изменяют ландшафт организации подобно земле после дождя (сокращение/наращивание организационных единиц, оптимизация процессов функционирования и т.п.);
  • информационном – разработка, внедрение, интеграция и эксплуатация информационных систем;
  • инфраструктура данных – разработка необходимых реестров, справочников, классификаторов и т.п.;
  • технологическом – разработка и поддержка ИТ инфраструктуры.

 

Стоит в заключение отметить, что пока в большинстве случаев под “электронным правительством” будет пониматься такая простая конструкция, как “посмотреть в интернете” т.е. – предоставление информации органами государственной власти и оказание государственных услуг в электронном виде, то двигаться в сторону создания реальных проектов по «электронному правительству» - которое является сложной конструкцией, охватывающей различные аспекты деятельности органов государственной власти, большая часть которого скрыта и не видима с позиции простого наблюдателя будет очень непросто.

Для эффективной реализации мероприятий по планированию и реализации формирования электронного правительства должны быть определены общие подходы и требования к созданию архитектуры электронного правительства как элемента системы координации процессов при создании государственных информационных систем в целом в Российской Федерации, на уровне федеральных органов исполнительной власти, на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ.

На основе проведенного анализа механизмов формирования электронного правительства в РФ и выявленных ограничений, можно определить основные цели и задачи создания архитектуры электронного правительства.

Цели формирования архитектуры электронного правительства:

  • обеспечение поддержки проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики по формированию электронного правительства;
  • повышение эффективности и прозрачности управления бюджетными расходами на внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, обеспечение соответствия реализуемых проектов приоритетам совершенствования системы государственного управления и необходимого качества их выполнения.

 

Для достижения целей проектируемый механизм архитектуры электронного правительства должен позволять решать следующие задачи:

  • обеспечить согласованное и сбалансированное развитие государственных информационных систем;
  • обеспечить согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях;
  • обеспечить единство описания функциональных и эксплуатационных возможностей государственных информационных систем, а также унификацию и типизацию элементов, используемых при создании государственных информационных систем;
  • формирование комплекса стандартов по обеспечению требуемого уровня качества проектирования и реализации государственных информационных систем;
  • формирование требований по организации системы планирования и управления реализацией проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий при реализации: o ведомственных программ информатизации в федеральных органах исполнительной власти;
  • o региональных программ информатизации в органах исполнительной власти субъектов РФ; o в рамках федеральных целевых программ (в которых существуют задачи создания ИКТ-систем); o в рамках реализации международных проектов (в которых существуют задачи создания ИКТ-систем);
  • определение приоритетов бюджетного финансирования проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий;
  • обеспечение системы мониторинга и контроля качества реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий реализуемых на федеральном, региональном и на межведомственном уровне.

 

Содержательным основанием для формирования архитектуры электронного правительства являются основные документы: Концепция формирования электронного правительства до 2010 года и План реализации концепции электронного правительства до 2010 года.

На основания данных документов были выделены и структурированы: основные участники процесса формирования электронного правительства; основные типы ИТ-проектов в рамках формирования электронного правительства; связи и отношения между основными блоками и направлениями электронного правительства; механизмы взаимодействия и координации между основными участниками формирования электронного правительства.

Участники формирования «электронного правительства»:

  • Правительство Российской Федерации (в т.ч. Комиссия по Административной реформе при Правительстве РФ)
  • Министерство связи и массовой коммуникации Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органы местного самоуправления.

 

Также на основе анализа Концепции и Плана формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года были выделены следующие основные направления и типы информационных систем электронного правительства:

  • развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ;
  • предоставление государственных услуг с использованием современных ИКТ;
  • развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
  • внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной;
  • формирование нормативной правовой базы создания электронного правительства.

 

Таким образом, в соответствии с Концепцией электронного правительства можно выделить 5 основных направлений электронного правительства.

Анализ текущего состояния и опыта наших западных коллег показал. что для формирования целостной конструкции электронного правительства данного набора направлений не достаточно и для создания завершенной конструкции использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти необходимо внести ряд элементов и типов систем.

Общая схема архитектуры «электронного правительства» может включать в себя следующие основные блоки (направления разработки):

    1. Системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ.
    2. Системы предоставления государственных услуг с использованием современных ИКТ.
    3. Межведомственная система электронного документооборота.
    4. Системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной.
    5. Нормативная правовая база создания электронного правительства.
    6. Системы единой инфраструктуры сервисов и данных - комплекс общефедеральных государственных систем, реестров и классификаторов.
    7. Обеспечивающие ИКТ-системы и системное обеспечение для внутренних процессов государственных органов.
    8. Технологическая инфраструктура и система по ее поддержке.
    9. Система управления и методического обеспечения программы формирования «электронного правительства».

 

Помимо содержательной конструкции и схемы архитектуры электронного правительства для ее становления и практического внедрения в жизнь необходим целый ряд организационных механизмов.

Для обеспечения проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики по формированию «электронного правительства» помимо общей конструкции архитектуры электронного правительства необходимо создание комплексного механизма согласования архитектурных схем между основными участниками формирования электронного правительства.

Данный механизм согласования нуждается в дополнительной проработке, но, на основе предыдущего анализа можно очертить основные компоненты системы согласования, а также описать ряд элементов системы технологической поддержки и развития архитектуры «электронного правительства».

Участниками создания и развития архитектуры «электронного правительства» могут являться:

  • Министерство связи и массовой коммуникации Российской Федерации в отношении выработки методологии создания, требований и общей схемы архитектуры «электронного правительства» в Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в отношении создания и согласования ведомственных архитектурных схем «электронного правительства» и планов реализации в рамках установленных полномочий;
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении создания и согласования региональных архитектурных схем «электронного правительства» и планов реализации в рамках установленных полномочий;
  • Органы местного самоуправления в отношении создания и согласования региональных архитектурных схем «электронного правительства» и планов реализации в рамках установленных полномочий;
  • Правительство Российской Федерации в отношении согласования и утверждения проектов создания государственных (общефедеральных) информационных систем, единой технологической инфраструктуры и обеспечения контроля в отношении развития общей схемы архитектуры «электронного правительства» в Российской Федерации.

 

Основные (возможные) схемы архитектуры «электронного правительства» при реализации программ и планов информатизации подразделяются на:

  • схемы архитектуры «электронного правительства» Российской Федерации;
  • схемы архитектуры «электронного правительства» федеральных органов исполнительной власти РФ;
  • схемы архитектуры «электронного правительства» органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • схемы архитектуры «электронного правительства» органов местного самоуправления.

 

С целью обеспечения скоординированного планирования и управления реализацией проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий, а также создания возможности совместного использования созданных государственных информационных систем, ресурсов, технологий и информационно-технологической инфраструктуры, включения в новые проекты стандартных ранее разработанных их компонент необходимо на основе описания архитектурных компонентов «электронного правительства» создать следующие технологические системы поддержки:

  • экспертную систему, с целью аналитического обеспечения и поддержки стандартов формирования компонентов «электронного правительства», а также экспертизы схем архитектуры;
  • реестр государственных систем «электронного правительства», содержащий описание государственных информационных систем, ресурсов, технологий и элементов информационно-технологической инфраструктуры.

 

Экспертная система поддержки архитектуры «электронного правительства» должна быть организована с целью обеспечения требуемого качества планирования и управления реализацией государственных информационных систем и направлена на решение следующих задач:

  • обеспечить подготовку и согласование схем архитектуры «электронного правительства» на всех уровнях в электронном виде;
  • обеспечить разработку интеграционных механизмов между различными государственными информационными системами на этапе планирования и проектирования;
  • обеспечить необходимую аналитическую поддержку для планирования процессов информатизации в органах государственной власти, а также необходимую экспертную поддержку подготавливаемым проектам;
  • обеспечивать накопление базы знаний в области стандартов при создании государственных информационных систем и необходимой базы (нормативно правовой, организационной, технологической и пр.) для разработки планов информатизации в государственном секторе.

 

Реестр государственных систем, должен содержать описание государственных информационных систем, ресурсов, технологий и элементов информационно-технологической инфраструктуры «электронного правительства» и должен решать следующие задачи:

  • формирование в едином формате базы описания государственных информационных систем, на основе архитектурного подхода;
  • описание успешного опыта создания и функционирования государственных информационных систем и его последующее тиражирование;
  • создание единого центра по информационному обеспечению пользователей информацией о государственных информационных системах, ресурсах, технологиях и инфраструктуре в регламентированном режиме - предоставление возможности для интеграции ведомственных информационных систем;
  • организация мониторинга использования государственных информационных ресурсов и систем, единой инфраструктуры сервисов и данных, межведомственной системы электронного документооборота, технологической инфраструктуры.

 

Общая конструкция архитектурного подхода как механизма обеспечивающего проведение скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики по формированию «электронного правительства» требует дополнительных организационных и технологических решений. Тем не менее, ряд эффектов от реализации данного подхода можно продемонстрировать на базе уже реализованного проекта «Рахья».

 

VALID CSS   |   VALID XHTML